ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
01.11.2023
Профориентация –
комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное
самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через
учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной
работы в школе:
- оказания профориентационной
поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей
профессиональной деятельности;
- выработка у школьников
профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности,
в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований
рынка труда.
Задачи
профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях,
склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы
сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и
профессионального образования.
Основные направления
профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.
Организация профориентационной работы в МКОУ «Большезадоевская СОШ» Кизлярского района
Республики Дагестан, является одним из
направлений в структуре учебно- воспитательной работы и направлена на
обеспечение социальных гарантий в вопросах профессионального самоопределения
всех участников образовательного процесса. Профориентационная работа проводится
с начала учебного годас1по11класс. С 1 сентября 2023 года в школе введен
профориентационный минимум. Его будут реализовывать на базе проекта «Билет в будущее» Школа будет
использовать для профориентации общедоступный сегмент платформы проекта «Билет
в будущее», ЭОР, региональные модели профориентации и ресурсы допобразования.
Проект реализуется Минпросвещения России. https://bvbinfo.ru/ Цель: оказание
профориентационной поддержки учащимся в процессе самоопределения и выбора сферы
будущей профессиональной деятельности. Задачи: Сформировать
положительное отношение к труду; научить разбираться в содержании
профессиональной деятельности; научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными
качествами; научить анализировать свои возможности и способности,
(сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей
личности); выработать систему взаимодействия старшей ступени
школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с
местными предприятиями. Выявить уровнень сформированности внутренних
(мотивационно- личностных) и внешних (знаниевых) сторон готовности к
профессиональному самоопределению у обучающихся, формирование форматов и
средств профориентационной помощи на этой основе; информировать обучающихся об устройстве рынка труда и
системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и
востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики РФ). Реализация плана предусматривает активное участие
педагогов, родителей учащихся общеобразовательного учреждения, работодателей,
сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении
профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в
регионе профессиональных кадров. Профессиональная ориентация в школе - это система
учебно- воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого
объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках
профессий. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил,
возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял
напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного
производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое
удовлетворение от своего труда. В школе профориентационная работа проводится
администрацией учреждения, классными руководителями, учителями-предметниками,
школьными психологами, социальными педагогами. План работы осуществляется поэтапно с учетом
возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и
методах работы в начальной, основной, средней школе. Основными направлениями профориентационной работе в школе являются: Профессиональная информация: включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально
важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных
заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах. Профессиональное воспитание: включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов
школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию
заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах
учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду,
к активной пробе сил. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных
видах деятельности. Профессиональная консультация: изучение личности учащегося, носит индивидуальный характер. Классный
руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за
деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и
внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого- педагогических
характеристик учащихся. Формы работы: профориентационные уроки; экскурсии; классный час по профориентации;
встречи со специалистами; Родительские
собрания по профориентационной тематике и т.д. Формы
взаимодействия с учащимися школы с целью профориентации: участие в предметных олимпиадах; участие в конкурсах, проектах,
мероприятиях, соревнованиях различной направленности; анкетирование и тестирование
старшеклассников; профориентационные опросники; профориентационные
игры. Мероприятия,
ориентированные на профориентацию школьников:
участие
в проекте профессиональной ориентации «Шоу профессий»; экскурсии на предприятия
и в организации с целью ознакомления; посещение выставок-ярмарок учебных мест,
посещение учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей; содействие временному
трудоустройству обучающихся во время каникул; расположение
информационных материалов по профориентации на школьном сайте
Дорогие ребята!
Выбор профессии — важный период в жизни каждого
человека. И последствия профессионального выбора для каждого очень значительны.
Едва ли когда-нибудь будут созданы программы, позволяющие сделать безошибочный
выбор. Поэтому читайте, смотрите, думайте и принимайте решение.
Раздел сайта школы по
профориентации адресован молодым людям, которые хотят правильно выбрать
профессию, и взрослым – родителям, педагогам, психологам, работодателям,
которые стараются им в этом помочь. Поможет вам получить полезные знания,
развить необходимые навыки для правильного выбора профессии и познакомиться с
профориентационной работой школы.
Что означают слова
«Правильно выбрать профессию»? Профессия в современном мире – это не только
«инструмент» для создания материальных благ.
Правильно выбранная
профессия – это:
• путь к познанию и
самопознанию;
• возможность
реализовать себя, развить свои таланты и способности;
• основа для уважения
и самоуважения человека;
• радость творчества;
• основа
материального благополучия и возможности иметь многое для собственного развития
и удовлетворения.
Для правильного
выбора профессии необходимо многое — знание своих возможностей и способностей,
информированность о мире профессий, умения принимать обдуманные решения.
Раздел сайта по
профориентации поможет вам:
• познакомиться с
миром профессий;
• пройти
профориентационное тестирование с использованием современных методик;
• получить
консультацию педагога-психолога о своих индивидуальных особенностях и о том,
как их учитывать при — выборе профессии;
• посмотреть
материалы о профессиях.